ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ – ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ, ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Философия, в дословном переводе с греческого – это любовь к мудрости.

Согласно преданию, термин «философия» был введён в употребление Пифагором в 580–500 годах до нашей эры.

Сократ, по словам древнегреческого мыслителя Платона, говорил, что никто не может быть мудрым, кроме Бога, поэтому, человек не может быть мудрецом, а лишь любящим мудрость. В учении Платона вставших на путь стремления к мудрости стали называть философами, а область их занятий – философией.

Зародившись в 7-6 веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она интересовала людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Что же подвигло их искать другое знание, которое мы, в отличие от знания мифологического, называем философским? ПРЕЖДЕ ВСЕГО — СОМНЕНИЕ. Первые философы усомнились в правильности того, о чем говорили им мифы и ритуалы, в правильности их собственного понимания и знания реальности. И им пришлось мыслить, искать ответы, искать мудрость, ибо они любили ее. И все философы, приходившие на смену своим предшественникам, тоже сомневались и тоже пытались разрешить свои сомнения — так вплоть до наших дней.

Философия является родоначальницей множества существующих сегодня наук, искусств и религий, будучи не просто наукой, а целостным и общим воззрением на мир. Философия может быть определена как поиск истины о природе вселенной и человеке.

ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ – ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ и ФИЛОСОФИЯ >

Философию не нужно учить, ее надо лишь попытаться понять — для себя же. Ведь наша жизнь продолжается, и каждый в ответе перед самим собой за свою судьбу, за то, чтобы осуществить себя настолько, насколько это возможно. И здесь нам уже нельзя будет спрятаться за чужие философские спины, придется думать и мыслить самим, на свой страх и риск.

В жизни бывают ситуации, кажущиеся совсем неразрешимыми, когда мы готовы вот-вот сдаться, впасть в отчаяние. И тогда нам потребуется собрать все мужество-мысли, найти опору в себе самих. Тогда вспомним о философах, которые мыслили, несмотря ни на что, находили в себе силы противостоять самым тяжелым обстоятельствам и, стоя, казалось бы, на краю пропасти, выходили победителями. Не всегда в физическом, но всегда в духовном смысле.

Изучая философию, мы рано или поздно узнаем философа, чьи мысли и идеи, чей образ жизни нам ближе всего. И тогда он может стать нашим «философским» другом, с которым не страшно отправиться в часто суровый и опасный путь своеймысли, своего мышления. А такого пути, если мы хотим остаться самими собой, если хотим осуществить себя, если хотим быть,нам не избежать.

ВОТ ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ, НАД КОТОРЫМИ РАЗМЫШЛЯЛО НЕ ОДНО ПОКОЛЕНИЕ ФИЛОСОФОВ >

• Как устроен мир?
• Как соотносятся в нашем мире материальное и духовное?
• Хаотичен наш мир или упорядочен?
• Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение?
• Что такое покой и движение, развитие, прогресс, и можно ли установить критерии прогресса?
• Что есть истина, и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи?
• Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой?
• Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе?
• В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории?
• Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?
К давним, «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять гуманистические идеалы человечества? С древних времен и до сегодняшнего дня философы стремятся разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятия философией.

О ЧЕМ ЖЕ РАЗМЫШЛЯЛИ И ПРОДОЛЖАЮТ РАЗМЫШЛЯТЬ ТЕ, КОГО НАЗЫВАЮТ ФИЛОСОФАМИ? >

Их внимание на протяжении веков привлекала природа (например: Дж. Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах»; Д. Дидро «Мысли об истолковании природы»; Гегель «Философия природы»). Именно природу сделали предметом изучения первые греческие мыслители, в чьих трудах философия предстала прежде всего в образе натурфилософии (философии природы). Прежде всего их занимало возникновение и строение мира – Земли, Солнца, звезд. Ядром философии на ранних стадиях ее развития, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную задачу синтеза человеческого опыта, знаний о природе. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.

Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства (например: Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика»; Т. Гоббс «О гражданине», Ш. Монтескье «О духе законов»). Здесь философия подготовила почву для конкретных знаний об обществе (гражданская история, юриспруденция). Философы разрабатывали картину социальной жизни людей, теоретические принципы знания об обществе. Наряду с изучением общества философы много думали о его наилучшем устройстве. Последующим поколениям философы завещали найденные ими гуманистические идеалы разума, свободы, справедливости в качестве принципов общественной жизни людей.

Что же еще волновало философов? Предметом их исследований выступал сам человек, его ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и все другие проявления человеческой природы (например: Аристотель «О душе», «Этика»; Авиценна «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства ума»; Т. Гоббс «О человеке»). Человеческие проблемы имеют для философии принципиальное значение. И с тех пор как философия сложилась в самостоятельную область знания, эти проблемы в ней постоянно присутствуют. Наибольшее внимание им уделяется в периоды больших исторических изменений общества. Не случайно так велик интерес к проблеме человека, например, в эпоху Возрождения (14-16 века), вся культура которой прославляла человека и человеческие ценности: разум, творчество, самобытность, свободу, достоинство.

Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир, а также человек в их сложном взаимодействии. Формирование философии как самостоятельной области знания со своими особыми задачами, не сводимыми ни к мифологическим, ни к научным, ни к религиозным задачам, продлится века. Соответственно растянется во времени и будет постепенно нарастать уяснение природы философии.

Достигли ли философы за два с половиной тысячелетия того, к чему стремились? Их волновали вечные вопросы: «Как устроен природный мир и общество?», «Что значит быть человеком?», «В чем смысл человеческой жизни?» И что же, найдены ли безусловные истины, снимающие всякие разногласия? Спору нет, понять удалось многое. Но постепенно зрело понимание того, что самые серьезные философские вопросы в принципе невозможно решить раз и навсегда, дать на них исчерпывающие ответы. Недаром великие умы приходили к выводу, что философствование есть вопрошание. В философии бывает предпочтительнее сформулировать вопрос, чем дать ответ. Ответ может быть неверен, исчерпание же одного вопроса другим – путь к пониманию сути дела. Итак, поиск ясного понимания и решения философских проблем не завершен. Он будет продолжаться, пока живут люди.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЩЕНА НЕ ТОЛЬКО К ПРОШЛОМУ И НАСТОЯЩЕМУ, НО И К БУДУЩЕМУ >

В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными творческими возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, варьируются, мысленно «проигрываются» разные способы миропонимания («возможные миры»). Тем самым людям предлагается как бы на выбор целый спектр возможных образов жизни, нравственных позиций. Ведь исторические времена и обстоятельства бывают разными, да и склад людей одной эпохи, их судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немыслимо, чтобы какая-то одна система взглядов годилась всегда и для всех. Формирование в философии «пробных» форм мировоззрения важно и с точки зрения будущего, которое полно неожиданностей и никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ? >

С уверенностью можно сказать, что философия имеет признаки науки. Но философию нельзя назвать наукой, так как в ней существуют догадки, прозрения и интуиция, не присущие науке. А это значит, что если философские предположения не получили подтверждения со стороны учёных – это не беда. Если вдруг появится другая теория или концепция по определённому вопросу, прежняя философская идея не перестанет существовать, она останется в истории, как некий ход мыслей, даже если это и заблуждение. Характерной особенностью философии есть то, что она отличается от точных наук, таких как математика и физика, отсутствием единства мнения по любому философскому вопросу. Если существует единственная правильная арифметика (та, что изучают в школах), то единой, вечной философии нет, что ведёт к разнообразию философских позиций.

Философия – это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма постижения мира. Другими словами, философия – это мировоззрение, которое есть ряд теорий, предполагающих понимание человека, мира и Бога.
Философия как раз и говорит о многообразии путей познания мира, которые хотя постоянно и изменяются, но вопросы, которыми задавались те же греки или первые христиане, по-прежнему волнуют современного человека. И самое интересное заключается в том, что современный человек принимает выводы древних, но интерпретирует их по-своему, поскольку его миропонимание и образ мышления уже иные.

ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИКАК МИРОВОЗЗРЕНИЯ >

Философия, будучи уникальной, пытается проникнуть в самую суть мироздания, она разрабатывает наиболее общий и целостный взгляд на окружающую реальность. Каждый день люди сталкиваются с насущными вопросами: что есть истина, кто есть человек, что будет после смерти, как правильно жить и в чем смысл жизни? Философия, пытается ответить на эти темы, предлагая разнообразные подходы к самым глобальным вопросам, задаваемым человечеством.
Но философия не в коем случае не является беспорядочным нагромождением разных представлений или идей, напротив, ей присуща логика, а также непреходящая ценность, заключающаяся в постоянной насущности задаваемых вопросов, которые и связывают движение философской мысли в один, целостный процесс и способствуют постоянному поиску ответов на эти вопросы. Философия есть поиск ответов на главные вопросы бытия.

Были, есть и будут мыслители, которые считали философию наукой, искусством или религией. Но всё же стоит признать, что философия не является ни наукой, ни искусством, ни религией, но, будучи праматерью их всех, она всё-таки в определённой мере несёт в себе частицу от каждой из них. Тот факт, что философия является мировоззрением, говорит о том, что каждый человек вольно или нет, живёт со своим мировоззрением, со своей философией, что влечёт за собой личную ответственность.

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ВЗГЛЯДЫ, ДАВАЯ СЕБЕ ОТЧЁТ В СВОЕМ МИРОВОЗЗРЕНИИ, ИЗУЧАТЬ И ОСОЗНАВАТЬ - ВЕРНО ЛИ ОНО ДЛЯ НЕГО САМОГО В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.